Ләззат Бөлебаева: «Күміс университет» – физикалық саулық пен ұзақ өмір сүрудің кепілі»
-
08 желтоқсан, 2020
Қазақ ұлттық қыздар педагогикалық университетінің Стратегиялық даму және халықаралық ынтымақтастық жөніндегі проректоры Ләззат Бөлебаеваның «Күміс университет» – физикалық саулық пен ұзақ өмір сүрудің кепілі» атты мақаласы.
Несколько лет назад на площадке Астанинского экономического форума, тематика которого была посвящена глобальным вызовам, среди множества заявленных тем, одна была посвящена долголетию, как отрасли экономики. При этом, факторами долголетия рассматривались высокий уровень медицины, благосостояния населения и здоровье. Последний, на мой взгляд, является как следствием, так и потребностью быть активным и полезным для общества.
Демографический контекст
На фоне роста пожилого населения в мире актуальным является его социальная активность. Так называемое поколение «серебряного возраста», или поколение 60+ составляет в мире 13,17% от 7,6 млрд. населения мира. Для сравнения в Казахстане этот показатель составляет 11% от 18,5 млн. населения.
Если рассматривать в гендерном аспекте, то по данным Всемирного Банка, долголетие больше наблюдается среди женщин в ведущих странах таких, как Китай (8,8% женщин против 8,1% мужчин), Япония (18,8% женщин и 15,2% мужчин), США (12,2% женщин и 10,3%), страны ОЭСР (12,8% женщин и 10,5% мужчин). В Казахстане также старение населения имеет «женское лицо» - 7,3% против 4,5% мужчин.
Социализация через государственные программы
Для стран с высоким уровнем благосостояния характерна активная социализация пожилого населения, в значительной мере благодаря принятым со стороны правительства мерам государственной поддержки и законодательного признания необходимости вовлечения пожилого населения в активную жизнь.
Безусловно, успешной социализации людей преклонного возраста способствовали программы непрерывного образования в европейских странах, где программы подготовки и переподготовки пожилых людей являются частью национальной стратегии многих стран.
В частности, Мадридский международный план действий по проблемам старения 2002 года определил политику в отношении категории граждан «серебряного возраста», в том числе обучения на протяжении всей жизни. Или, например, проект Мэра г.Москвы - «Московское долголетие» при содействии со стороны Департамента труда и социальной защиты Москвы с привлечением 26 столичных вузов, которые реализуют бесплатно более двухсот учебных программ от организации отдельных курсов, завершая проведением бесед. Фондом Президента Российской Федерации предлагаются гранты на такие социальные проекты, как «Университет третьего возраста: новые возможности», целью которого заявлено содействие активному долголетию граждан пенсионного возраста (старшего поколения) через овладение ими новых современных знаний, адаптации к социальным, научно-техническим, экономическим, политическим изменениям, расширению среды общения и повышению качества жизни, привлечению внимания общественности к их проблемам. В рамках проекта запланировано обучение 2025 пенсионеров.
В Казахстане, к большому сожалению, нет масштабных проектов по интеграции и адаптации наших пенсионеров в новых социальных условиях. Сложившиеся стереотипы относительно старости, как например, «пожилые не способны учиться, социально изолированы, большинство из них имеют плохое здоровье, умственные качества с возрастом ухудшаются», мешают взглянуть на наших пожилых людей иначе. А ведь эта категория нашего общества, среди которых есть активные представители, с большим жизненным и профессиональным опытом, своей мудростью, и желанием быть полезными, могла бы быть востребована. Есть примеры стран, в которых пенсионеры, привлекаются в качестве волонтеров, гид экскурсоводов (Япония), могут быть вовлечены в сфере услуг, в том числе в больших супермаркетах (США, Европа), или через общение в своей группе заводить новые знакомства, расширять круг единомышленников и др.
В исследовании, проведенном Центром образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО (SEDeC) «Серебряный университет», упоминается о потенциале человека серебряного возраста, для которого характерны усидчивость, усердие, еще сохраняются креативные способности, почти не деформируется внимание и мышление, понимание (за счет накопленного жизненного опыта и более глубокого погружения в культуру).
Что мы можем сделать для того, чтобы наш «серебряный возраст» почувствовал свою значимость и востребованность в обществе, чтобы их жизнь не проходила за окнами их комнат, а была наполнена смыслами и новым содержанием?
Одним из решений проблемы сохранения социальной и трудовой активности пожилых людей, их когнитивных способностей, психологического и физического здоровья, а самое важное, на мой взгляд, формирование в обществе позитивного видения модели активного долголетия, является предоставление возможности обучения, в том числе и посредством образовательных технологий.
Обучение новым навыкам и компетенциям является важным аспектом старения и качества жизни людей пожилого возраста, обретения новых смыслов, продления жизненной активности: занятости, семейных забот, развлечений, самовыражения и самореализации, духовного омоложения и обновления, расширения круга общения.
Государственной программой развития образования и науки на 2020-2025 годы Республики Казахстан и принятой в целях его реализации Дорожной картой развития непрерывного образования в Республике Казахстан до 2025 года предусмотрено разработать механизм по созданию серебряных университетов.
В мире университеты так называемого «третьего возраста» представляют собой международное движение, получившее название U3A (от англ. university of third age), цель которого состоит в том, чтобы обучать и стимулировать людей «в возрасте», в основном пенсионеров.
Не существует общепринятой модели обучения U3A. Его первоначальная концепция во Франции как заочный курс для людей пожилого возраста была значительно изменена в Великобритании, где правительство согласилось, что большинство людей пенсионного возраста могут внести свой вклад в экономику.
Многие англоязычные страны следовали английской модели, в то время как страны континентальной Европы в основном следовали модели, созданной во Франции.
Эта идея зародилась в 1973 году у группы французских ученых из Университета Тулузы.
Правда, французская модель предполагает создание классов или курсов для пожилых людей на базе местных университетов при выделении на это государственных средств. Эта модель получила широкое распространение в Германии, Нидерландах, Италии и многих других странах Западной и Центральной Европы.
Во Франции в 1968 году по инициативе Эдгара Фора, автора доклада в ЮНЕСКО «Учиться быть» (Learning to Be. Paris, 1972) возник Университет «Париж VIII – Vincennes». Обучение всех желающих, включая пожилых, проводится в группах, при этом предназначение педагога сводится прежде всего к роли вдохновителя. Здесь проходят педагогику, психологию и психоанализ, математику, искусство, лингвистику, иностранные языки, театроведение, градостроительство.
В Британии идея университета третьего возраста получила развитие и обрела новую форму, основанную на принципе самопомощи и самоорганизации.
Ее члены должны были сами создавать группы по интересам, предоставлять свои дома для занятий, выступать в роли либо организаторов, либо просто обучающихся, а иногда и в роли преподавателей. Группы совершенно автономны друг от друга, никем, кроме своих создателей и членов, не управляются и не контролируются, а каждый член группы платит небольшой ежегодный взнос.
Британская модель основана на теории герагогики, согласно которой пожилые люди обладают рядом психологических и ментальных особенностей, таких как снижение способности сенсорного восприятия, ограничения физической активности и изменения в когнитивных процессах, особенно в запоминании, которые учитываются организаторами курсов.
В Британии существует почти 11 тысяч отделений Университета третьего возраста.
В США непрерывное образование на законодательном уровне было закреплено в середине 60-х годов и позволило создать развитую сеть образования для взрослых, в основном акцентируя внимание на развитие прагматических курсов от изучения английского языка, завершая фитнес клубами и клубами по интересам, развивая, таким образом, неформальное образование.
В Японии система образования для взрослых нацелена на поддержку образования среди пожилых людей (от 65 лет) и состоит из 3-х крупных программ:
- Senior Citizens’ Colleges, посвященная здоровью и восстановлению сил;
- The Silver Audit System, позволяющая пожилым прослушивать учебные курсы в местных колледжах;
- The Senior Citizens’ Continuing Education Program, которая включает учебные курсы, преподаваемые в образовательных центрах «Komin-kan». В рамках программы курсы по актуальным вопросам жизни японского общества, хобби и традиционному искусству, организации деятельности местных сообществ и социальным навыкам.
Другие образовательные возможности, в том числе для людей старшего возраста, предлагают ELNET (Educators’ Learning Network Open College) и Университет воздуха (University of the Air Japan). ELNET использует спутниковую связь для трансляции лекций учебных заведений страны.
В Китае созданы тысячи университетов для пожилых и пенсионеров.
Наблюдая, как в Казахстане в последние годы создаются условия и возможности дополнительного образования для различных социальных групп общества, к трендам в урбанизации городов можно отнести появление множества школ, курсов, площадок для ментального, социального, духовного и физического развития для таких категорий нашего общества как дети и молодежь. Социальные сети, средства массовой информации, городские рекламы все больше и больше популяризируют вовлечение в различные школы развития, кружки, организации досуга для детей и молодежи, спортивные мероприятия, волонтерства, участие в проектах личностного и профессионального роста, в том числе с использованием современных технологий удаленного доступа, а также уникальных встреч с выдающимися личностями современности.
Все эти активности можно будет в достаточной степени реализовать на площадке так называемых «серебряных университетов», которые комплексно должны быть встроены в концепцию непрерывного образования.
При этом главными составляющими университета серебряного возраста должны стать высокая степень самоорганизации и щадящий режим, процесс обучения может проходить при непосредственном вовлечении молодежи.
Основные направления университета серебряного возраста можно условно поделить на передачу собственного опыта и знаний и получение в университете навыков и умений, ориентированных на самообслуживание. Очень важно при этом, чтобы процесс обучения проходил в формате и потоке общения и коммуникаций с себе подобными.
Обобщив мировой опыт, Казахский национальный женский педагогический университет в новом учебном году в рамках концепции «lifelong learning» открыл программу обучения «Серебряный университет», направленный на расширение привычных форматов обучения и позволяет сформировать более широкое поле для самореализации представителей пожилого возраста. Программа включает курсы правовой грамотности (получение онлайн услуг через портал электронного правительства), цифровую грамотность и пользование смартфонами, иностранный язык для общения и путешествий, проведение психологических тренингов, курс «здоровый образ жизни – путь к долголетию», развитие творческих способностей через занятия рукоделием, курсы дизайна, пения, хореографии и танцев.
Программой Серебряного университета будут охвачены пенсионеры г. Алматы. В этой связи, университетом достигнута договоренность с Центром активного долголетия г.Алматы о сотрудничестве.
Проект «Серебряный университет» был презентован на Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: новые вызовы», организованной Национальной Академией образования им. Ы. Алтынсарина, которая состоялась 4-5 июня текущего года в онлайн формате в г.Нур-Султан, а также в рамках Фестиваля педагогических и научных инициатив Казахского национального женского педагогического университета 9 ноября текущего года, который транслировался на youtube канале.
Однако, чтобы Серебряный университет стал масштабным перспективным проектом с активным вовлечением большего количества пожилых людей, в том числе из сельской местности, и их востребованностью в связи с приобретением новых знаний и компетенций, нами предлагаются следующие инициативы:
- проведение исследования по оценке потенциала поколения «третьего возраста» в целях определения потребностей, интересов, возможностей как физиологических, так и материальных для обучения в Серебряных университетах;
- принятие на государственном уровне решений по поддержке, в том числе в выделении так называемых персонифицированных ваучеров для пожилых людей, желающих получить образование в Серебряных университетах. Данная мера позволит вести банк или реестр пенсионеров, получивших новые знания и компетенции для их дальнейшей реализации в социальных проектах, например, городов или регионов;
- масштабная работа по популяризации серебряных университетов в СМИ, специальный познавательный канал для пожилых с вовлечением университетов;
- предоставление налоговых преференций для работодателей, которые принимают на работу пожилых людей, обучившихся в Серебряных университетах.
В завершение хочется отметить, что старение кадров в новой парадигме нового качества жизни «серебряного возраста» требует совершенно нового формата взаимодействия общества с сообществом третьего поколения, и ведущая роль будет отведена государству и университетам в выполнении своей миссии становления университетов центром притяжения и развития местного сообщества.
Баспасөз және қоғаммен байланыс бөлімі
Бөлісу: