-
- Научная инфраструктура
- Диссертационный совет
- Научная библиотека
- Журнал «Вестник»
- Проекты и публикации
- Конференции и мероприятия
- Нормативные правовые акты
- Научные объединения
- Полезная информация
- Контакты
Наука
- Научная инфраструктура
- Диссертационный совет
- Научная библиотека
- Журнал «Вестник»
- Проекты и публикации
- Конференции и мероприятия
- Нормативные правовые акты
- Научные объединения
- Полезная информация
- Контакты
-
+ Проекты внутреннего финансирования
На основании Положения «О конкурсе внутреннего финансирования научных, научно-технических и прикладных работ», утвержденного решением Правления от 26 апреля 2023 года, определены победители Конкурса внутреннего финансирования научных, научно-технических и прикладных работ. Из 17 поданных заявок, по итогам конкурса 10 проектов были одобрены к финансированию.
-
-
Грантовое финансирование
-
-
Грантовое финансирование
-
-
Грантовое финансирование
-
-
Грантовое финансирование
-
-
Грантовое финансирование
-
-
Грантовое финансирование
-
-
Development-грант
-
-
Финансирование эмпирических исследований (Lesson Study, Action Research)
-
-
Финансирование PostDoc
-
-
Финансирование PostDoc
+ Текущие проекты-
Тема: Отражение движения алаш в национальной литературе и личность интеллигенции
Аннотация
Всем известно, что художественное произведение является документом эпохи. Ни алашское движение в казахской истории, ни деятельность национальной интеллигенции, активно участвовавшей в решении проблем страны, не нашли отражение в литературе начала ХХ века. Правда, творчество алашординских поэтов и писателей изучалось с разных ракурсов, и до сих пор изучается. Однако до настоящего времени в казахской литературоведении не было исследований, специально затронувших отражение Алашского движения в национальной литературе.
С учетом таких актуальных проблем в литературоведении, в настоящем проекте мы намерены затронуть две большие проблемы и работать в этом направлении. Первое – это доказать, что алашское движение, занимающее большое место в казахской истории, нашло отражение в художественных произведениях начала ХХ века, второе - пропаганда в отечественных и зарубежных изданиях личности деятелей Алаша, отдавших свою жизнь за судьбу нации.
В системной дифференциации литературного наследия Алашского движения и роли духовных ценностей в воспитании молодежи в произведениях, характеризующих судьбу национальной интеллигенции в современной казахской литературе, опираемся и на теоретические положения и исследовательские методики современного литературоведения. Кроме того, при детальном изучении наследия деятелей Алаша предполагается рассмотреть музейные, архивные материалы, которые находятся в городе, где проживали, получали образование и осуществляли деятельность. Планируемые задачи и мероприятия по реализации имеют большое значение не только в литературной, исторической и культурной сфере казахского общества, но и в системе образования.
Что касается ожидаемых результатов проекта, то планируется публикация статей в зарубежных рецензируемых научных журналах, в том числе в рецензируемом научном издании на базе Scopus с процентилем 35 по CiteScore и отечественном научном издании, рекомендованном ККСОН. В рамках проекта запланирована научная монография, которая будет издана в отечественной типографии. Будет разработан электронный учебник, в котором будет представлено наследие алашской интеллигенции, которым смогут воспользоваться как учителя школ, так и обучающиеся педагогических вузов.
Цели проекта: При определении проявления движения "Алаш" в литературе начала XX века необходимо проанализировать литературное наследие поэтов и писателей "Алаш", выявить ключевые моменты в их произведениях, а также систематически изучать художественный образ национальной интеллигенции в современной казахской литературе в сравнении с ее исторической фигурой.
Задачи проекта:
Перед казахским литературоведением стоит задача определения проявления движения Алаш в литературе начала ХХ века и разработки методологических принципов представления личности интеллектуалов во всех аспектах. Это позволяет широко использовать новейшие методы исследования при сравнительном анализе литературных произведений с историей. В соответствии с целями проекта установлен следующий перечень задач: – Систематический отбор произведений из литературы начала XX века, их разделение на этапы и сбор материалов, описывающих проявление движения Алаш; – Научно определить основу произведений алашских поэтов и писателей для формирования идеи освобождения в начале XX века; – Раскрыть место движения “Алаш” в истории нации на основе стихотворений и статей, опубликованных в Республиканской прессе “Айкап”, “Казах”, "Алаш" и др.; – Анализ представлений о судьбе нации в произведениях А. Байтурсынулы, М.Дулатова, С. Торайгырова, М. Жумабаева и др.; – Девиз "Алаш", определивший место движения "Алаш" в истории нации, изучение исторической личности национальной интеллигенции в дифференциации основных идеалов литературы; – Сравнение идеи освобождения в национальной литературе с литературой другого народа, оценка важности и совместимости и ее популяризация в зарубежных научных публикациях; – Системный анализ места духовных ценностей в воспитании молодежи в произведениях, описывающих судьбу национальной интеллигенции в современной казахской литературе. Каждая из этих задач, выполняемых при достижении цели проекта, имеет свой собственный вес. При определении характера движения "Алаш" по литературе начала XX века необходимо систематически анализировать наследие национальной интеллигенции и отдельно рассматривать секреты ее притч. По сравнению с историческими данными той эпохи, мы не сомневаемся, что исследование принесет большие достижения в соответствии с ожидаемыми результатами.
-
Тема: Поиск новой кристаллохимии углерод-содержащих соединений: первопринципное исследование тройных систем X-C-O (X=Be, Mg, Ca).
Аннотация
На сегодняшний день все проведенные исследования по теоретической разработке и синтезированию новых стабильных модификаций соединений XO-CO2 в низкотемпературном диапазоне ограничено лишь несколькими исследованиями. В настоящем проекте мы планируем проведение систематического теоретического поиска в треугольниках составов X–C–O (X = Be, Mg, Ca) в широком интервале давлений от 0 до 50 ГПа. Помимо упоминавшихся окисленных форм в этот треугольник составов также попадают карбиды – материалы, имеющие потенциал использования в качестве абразивов, в частности для изготовления колонковых буров, использующихся при эксплуатации нефтяных месторождений Республики Казахстан. В силу доступности и низкой цены исходных реагентов (карбонатов и оксидов Ca, Mg), открытые окисленные формы в треугольнике составов, могут быть использованы в строительной и сельскохозяйственной отраслях. Проведенные расчёты послужат основой для целенаправленного синтеза новых соединений, исследования их свойств и перспектив применения в народном хозяйстве.
Цель проекта: Основной целью проекта является поиск и разработка стабильных соединений и кристаллических структур в системах Be-C-O, Mg-C-O и Ca-C-O в интервале давлений 0-50 ГПа и оценка их физических свойств.
Задачи проекта:
- Систематический поиск стабильных составов в системах Be-C-O, Mg-C-O и Ca-C-O в интервале давлений 0-50 ГПа;
- Провести детальный структурный анализ предсказанных соединений, в частности провести поиск структурных аналогов;
- Оценить динамическую стабильность предсказанных структур с помощью расчетов фононных спектров;
- Определить интервалы давлений и температур в которых устойчивы обнаруженные фазы и оценить оптимальные условия их синтеза;
- Рассчитать электронные и упругие свойства предсказанных соединений. Разработка стабильных соединений и кристаллических структур в системах Be-C-O, Mg-C-O и Ca-C-O в интервале давлений 0-50 ГПа
Ожидаемые результаты на русском языке
- Нанокластеры с псевдобинарными сечениями модифицированных Be-C-O, Mg-C-O и Ca-C-O соединений в диапазоне низких давлении;
- Оценка с помощью эволюционных алгоритмов функции потенциала с сопоставлением области структурных изменений (области высоких энергий, напряжений и локальных деформаций) как ключевых факторов зарождения различных модификаций систем Be-C-O, Mg-C-O и Ca-C-O;
- Методика определения количественной точной спектральной функции с использованием подходов суперячейки и конечных смещений;
- Фазовые Р-Т диаграммы с применением решеточной динамики в рамках квазигармонического приближения;
- Оценка упругих постоянных и давлений фазовых переходов и анализ изменения структурных параметров под воздействием давления.
- Будет опубликовано - не менее 3 (трех) статей и (или) обзоров в рецензируемых научных изданиях по научному направлению проекта, входящих в 1 (первый), 2 (второй) и (или) 3 (третий) квартиль по импакт-фактору в базе Web of Science и (или) имеющих процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 50 (пятидесяти);
- не менее 1 (одной) статьи или обзора в рецензируемом зарубежном или отечественном издании, рекомендованном КОКСОН;
- либо не менее 2 (двух) статей и (или) обзоров в рецензируемых научных изданиях, входящих в 1 (первый) и (или) 2 (второй) квартиль по импакт-фактору в базе Web of Science и (или) имеющих процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 65 (шестидесяти пяти);
- либо не менее 1 (одной) статьи или обзора в рецензируемом научном издании, входящем в 1 (первый) квартиль в базе Web of Science или процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 95 (девяносто пяти).
-
Тема проекта: Разработка образовательного портала для обучения 3D моделированию будущих учителей информатики на основе дополненной и виртуальной реальности (AR/VR)
Аннотация
Высокие темпы глобализации и цифровизации экономики, развитие индустрии 4.0 способствуют развитию и широкомасштабному использованию сквозных цифровых технологий во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в системе образования. 3D моделирование, направленное как на проектирование образовательного пространства, так и технологических процессов обучения с применением цифровых технологий, в свою очередь представляет собой основу цифровизации образования. Изучение различных аспектов 3D моделирования существенно расширяет представления обучающихся об сквозных цифровых технологиях, современной науке и технике, обеспечивает позитивный опыт применения цифровых технологий в изучаемых дисциплинах. Поскольку реализация интегрируемости цифровых технологий требует глубоких межпредметных связей, то развитие межпредметных связей позволяет создать информационную базу в виде содержательных задач, решение которых стимулирует освоение сквозных цифровых технологий, создает условия для приобретения навыков творческой деятельности.
Однако статистический анализ предпроектных исследований в области применения сквозных цифровых технологий в образовании говорит о небольшом количестве разработок в этом направлении в нашей стране, именно адаптированных под казахстанскую систему образования и образовательный контент. Можно предполагать, что данные технологии недостаточно исследованы и мало применяются в учебных заведениях страны в силу ряда причин: само AR производство представляют комплексную задачу и затруднено для создания учителями и исследователями, учителя недостаточно владеют готовым инструментарием по разработке 3D моделей, отсутствуют готовые решения по предварительному моделированию AR-объектов и т.д.
Эффективность и необходимость применения AR-технологий в образовании, с одной стороны, и недостаточная компетентность педагогов в вопросах моделирования 3D-объектов для реализации AR-технологий, отсутствие готовых решений по 3D моделированию и использованию AR-технологий в казахстанском образовании, с другой стороны, вызывает объективную предпосылку для проведения исследований в этой области.
Решение проблемы мы видим в создании образовательного портала по развитию навыков 3D-моделирования у учителей информатики на основе применения сквозных цифровых технологий, в частности AR/VR. Образовательный портал будет свободно доступным ресурсом по обучению 3D моделированию и применению AR/VR.
Цели проекта: Цель настоящего исследования разработка образовательного портала для обучения 3D моделированию будущих учителей информатики на основе AR/VR.
Задачи проекта:
- Теоретическое обоснование моедрнизации обучения 3D моделированию будущих учителей информатики на основе критического анализа существующих методик и средств обучения 3D моделированию на основе AR/VR;
- Определить особенности среды обучения 3D моделированию, преимуществ и недостатков в подготовке будущих учителей информатики;
- Разработка научно-обоснованной методикуи обучения 3D моделированию на основе AR/VR;
- Определение структуры и содержания контента образовательного портала обучения 3D моделированию на основе AR/VR;
- Разработка архитектуры и дизайна образовательного портала обучения 3D моделированию на основе AR/VR;
- Разработка образовательного портала для обучения 3D моделированию будущих учителей информатики на основе AR/VR.
- Разработка методических рекомендаций по преподаванию и обучению с использованием образовательного портала.
Ожидаемые результаты:
- Публикация не менее 2 (двух) статей в научном издании, индексируемом в Arts and Humanities Citation Index или Social Sciences Citation Index базы данных Web of Science или имеющих процентиль по CiteScore в базе данных Scopus не менее 35.
- Разработка образовательного портала для обучения 3D моделированию будущих учителей информатики на основе AR/VR;
- Получение свидетельство об авторском праве образовательного портала;
- По плану проекта после разработки образовательного портала будет разработаны методические рекомендации по преподаванию и обучению 3D моделированию с использованием образовательного портала;
- Планируется участие в международных конференциях по передовым компьютерным наукам и информационным технологиям (ICAIT 2024) 27-29 октября 2024 г. в Лондан;
- 2 публикации в отечественных изданиях, рекомендованных КОКСОН.
-
ТЕМА: Cинтез, строение и биологические свойства новых эффективных отечественных препаратов в качестве регуляторов роста и развития растений.
Аннотация: Для того чтобы стать лидером мирового продовольственного рынка и нарастить сельскохозяйственное производство, Казахстану необходимо: увеличить посевные площади; обеспечить значительный подъем урожайности, прежде всего за счет внедрения новых технологий; использовать свой большой потенциал для создания кормовой базы животноводства. Для решения поставленных задач в развитых странах активно внедряются в сельскохозяйственную практику регуляторы роста растений (РРР), позволяющие повысить урожайность и качество сельхозпродукции. Применение РРР во всем мире относится к разряду прогрессивных технологий в агропромышленном комплексе. В рамках данного проекта планируется синтез новых молекулярных структур дитиокарбаматов и амидофосфатов алициклического, ароматического рядов и их химическая модификация с целью создания препаратов в качестве рострегулирующих веществ для зерновых культур, современными методами спектрального анализа изучение структурных особенностей и реакционной способности в ряду изучаемых соединений, исследования их биологической активности, получение рекомендаций использования их в сельскохозяйственной практике. При проведении исследовательских работ по проекту будут использованы классические методы органической химии и стандартные биологические процедуры по оценке влияния новых биопрепаратов на рост и развитие зерновых культур. Целевыми потребителями полученных результатов являются научно-исследовательские институты, фермеры, агрохолдинги, крестьянские хозяйства.
Цель: Дальнейшее развитие теории и практики тонкого органического синтеза в области установления строения, реакционной способности и структурных особенностей новых синтетических амидофосфатов и производных дитиокарбонатов, изучение их биологических свойств в качестве потенциальных регуляторов роста и развития растений.
Задача: Задачами проекта являются: разработка синтеза биопрепаратов нового поколения ростстимулирующего действия; установление строения и свойств синтезированных биопрепаратов на основе физико-химических данных; испытания синтезированных биопрепаратов на биологическую активность в лабораторных и полевых условиях
Ожидаемый результат: Изучение оптимальных условий методов синтеза новых дитиокарбаматов на основе фенилацетилена, а также амидофосфатов и диамидофосфатов алициклического и ароматического рядов; установление строения и биологической активности новых синтезированных препаратов на основе полученных данных.
-
Тема: Подготовка конкурентоспособных учителей музыки в условиях модернизации и обновления системы музыкально-педагогического образования
Аннотация: Современный рынок труда учителей музыки нуждается в конкурентоспособных специалистах, умеющих эффективно применять знания при выполнении профессиональных функций и показывать положительные результаты. Однако, несмотря на то, что педагогические вузы и колледжи ежегодно выпускают молодые кадры в области музыкального образования, средние и высшие учебные заведения ощущают острую нехватку в компетентных практико-ориентированных специалистах, обладающих научно-педагогическим, исследовательским, творческим, рефлексивным и инновационным типом мышления, а также индивидуальным стилем профессиональной деятельности и осознанной потребностью в непрерывном самообразовании. Таким образом, практическая подготовка к педагогической деятельности, овладение современными методами преподавания – одна из важнейших проблем в обучении молодых специалистов в области музыкально-педагогического образования.
Цель проекта: Исследовать и научно обосновать приоритетные направления, содержание, средства, технологии и методы обучения, обеспечивающие модернизацию и обновление системы музыкально-педагогического образования, в соответствии с национальными и международными приоритетами в области образования, направленных на подготовку конкурентноспособных и компетентных учителей музыки, в условиях современного рынка труда.
Задачи проекта:
- Исследовать и выявить ключевые проблемы современного состояния подготовки педагогических кадров по специальности 6В01401 -Музыкальное образование.
- Изучить и проанализировать соответствующую литературу по теме научного проекта.
- Изучить международный опыт подготовки будущих учителей музыки по специальности «Музыкальное образование».
- Выявить, изучить и распространить передовой педагогический опыт лучших учителей музыки, которые имеют подтвержденные педагогические достижения, находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса на уроках музыки.
Ожидаемый результат: Предлагаемый проект в завершенном состоянии будет представлять научный и практический интерес для всех специалистов, занимающихся проблемами музыкального образования, воспитания и обучения студентов в вузах, в средних специальных учебных заведениях (колледж, училище). В исследовании будут изложены обоснованные результаты, которые позволят научным работникам использовать в качестве научного материала в своих трудах систему и содержание подготовки конкурентоспособных и компетентных учителей музыки. Будут предложены практические материалы, методики и технологии обучения, подтвердившие свою эффективность в процессе исследования.
-
ТЕМА: Разработка обучающих мобильных приложений для инклюзивного образования детей с нарушением слуха
Аннотация: В учреждениях инклюзивного образования существует много трудностей в обучении детей с нарушениями слуха. Чтобы справиться с этими проблемами, учителя стараются проводить свои занятия более эффективно, используя различные приемы и технологии. Групповые занятия с детьми с нарушениями слуха направлены на развитие коммуникативных способностей ребенка и обогащение его словарного запаса. Иногда ребенок может не до конца осмыслить поставленную задачу, в результате чего темп выполнения задания и его эффективность значительно снижаются. Следовательно, для учащихся с нарушениями слуха усвоение больших объемов текстов в учебниках представляет значительную трудность, поскольку словарный запас этих учащихся не соответствует словарному запасу их слышащих одноклассников. Чтобы избежать этого несоответствия, цифровые технологии в настоящее время все чаще используются в инклюзивном образовании, особенно при обучении детей с нарушениями слуха и речи. Дети осваивают цифровые технологии относительно быстрее, чем взрослые. Поэтому использование цифровых технологий во время уроков и воспитательной работы оказывает существенное влияние на их развитие. Как показывает опыт, если на уроке используются мультимедийные презентации, интерес детей к занятиям и уровень когнитивных способностей значительно повышаются. Поэтому в инклюзивном образовании для детей с потерей слуха большую пользу приносят образовательные мобильные приложения, дополненные различными анимированными и иллюстрированными изображениями.
Цель: Целью проекта является разработка образовательных мобильных приложений, которые расширяют когнитивные способности и интересы детей с нарушениями слуха во время инклюзивного образования и могут быть использованы в качестве средства коммуникации в инклюзивной среде.
Задача:
- анализировать и изучать работы зарубежных и отечественных ученых в области инклюзивного образования, в том числе для лиц с нарушениями слуха;
- выявить возможности цифровых технологий, используемых для улучшения когнитивного развития детей с нарушениями слуха, особенно с полной потерей слуха;
- узнать больше о методах работы с детьми с нарушениями слуха и разработать алгоритм и модель создания мобильных приложений для инклюзивной образовательной среды;
- разработать мобильные приложения для детей с нарушениями слуха, чтобы они могли должным образом усваивать информацию, предоставляемую во время занятий, и расширять свои интересы, а также использовать их как средство общения с инклюзивной средой.
Ожидаемый результат: Для разработки мобильного приложения для инклюзивного образования детей с нарушениями слуха будут проведены исследования с целью выявления существующих компьютерных программ, приложений, направленных на предоставление специальных знаний, и их доступности.
-
ТЕМА: Теория и практика мониторинга соответствия нормам литературного языка программ (2017-2024 гг.) на телеканале «Балапан»
Аннотация: Когда наука и техника, промышленность, рыночные отношения и экономические связи с зарубежными странами набирают обороты, лингвисты должны следить за тем, чтобы язык не отклонялся от нормы. Когда изменения в обществе влекут за собой изменения не только в разговорной речи народа, но и в литературном языке, необходимо сохранять нормы литературного языка и придерживаться принципа самобытности языка. Молодое поколение, подрастающее поколение, наследует язык. Известно, что интернет и телевидение заменили художественные произведения, развивающие их язык. Большинство казахстанских детей смотрят канал "Балапан" по телевизору. Поэтому актуальным вопросом является изучение языка программ канала "Балапан", нормализация морфонологических, лексико-семантических и дискурсивных нарушений, нарушающих языковую норму, и проведение его нормализации.
Цель: Канал "Балапан" для казахоязычных детей, который регулярно транслирует информацию во все уголки Казахстана, был взят в качестве объекта исследования, и в результате определения соответствия языка программ литературной норме, в результате выявления отклонений от нормы, создания руководство по соблюдению нормы литературного языка, адаптированное к детскому языку, морфонологическому, лексико-семантическому, дискурсивному уровню предназначено для мониторинга и нормализации структур, нарушающих языковую норму.
Задача
- Группировка, сортировка, систематизация текстов программ телеканала "Балапан".
- Дифференциация морфонологического уровня адаптации текстов программ телеканала "Балапан" к норме литературного языка;
- Дифференциация лексико-семантического уровня адаптации текстов программ телеканала "Балапан" к норме литературного языка;
- Определение содержательно-смысловых связей между внутридискурсивными речевыми актами в подготовленных сценариях и приведение их в соответствие с литературно-лингвистической нормой.
- Внедрение результатов тестирования на практике.
Ожидаемый результат: Определяется соответствие языка програм
-
Тема: Научная концепция гендерного образования в вузах Республики Казахстан: теоретико-методологические основы
Аннотация: Идея проекта основана на разработке научной концепции, исследуя междисциплинарный аспект содержания гендерного образования в современном Казахстане. Определение проявления языка и литературы, культурно-исторических явлений в содержании гендерного образования, определение политического, исторического, социального, экономического аспекта гендерного образования-связано с необходимостью развития теоретических и методологических основ образования социально-гуманитарного направления. Реализация проекта позволит усовершенствовать научную теорию образования в межпредметных связях, тем самым создать новую модель гендерного сознания и гендерных отношений в обществе, создать новую парадигму гендерных отношений. В ходе реализации проекта будет заложена научная основа еще одного нового направления в области гуманитарного образования в Казахстане.
Цель: Цель проекта-изучение содержания гендерных дисциплин в вузах Казахстана в междисциплинарном аспекте, дифференциация и систематизация взаимосвязей направлений в гуманитарной сфере. Разработать научную концепцию гендерного образования в Казахстане с сопоставлением теоретических подходов к гендерному образованию в мире, подготовить концепцию обучения, представить модуль гендерного образования (направления языка, истории, литературы, социологии, экономики).
ЗАДАЧИ
- проанализировать содержание государственных программ, направленных на гендерное образование в Республике Казахстан, определить основные принципы гендерного образования с целью выработки основ нового гуманитарного образования;
- научная экспертиза содержания межпредметных связей в образовательных документах Казахстана для изучения взаимодействия дисциплин в образовании;
- проведение хронологических исследований по ведению дисциплин в очагах образования с целью отражения истории возникновения гендерного образования в Казахстане;
- проведение SWOT-анализа, научно-методической экспертизы содержания учебных программ и силлабусов с целью выявления предметных связей в содержании гендерного образования;
Ожидаемые результаты:
- не менее 2 (двух) статей или обзоров в рецензируемом научном издании, имеющем 35 (тридцать пять) процентилей по Social Science Citation Index или Arts and Humanities Citation Index базы Web of Science и (или) CiteScore базы Scopus;
- не менее 6 (шести) статей или обзоров в рецензируемом зарубежном и (или) отечественном издании, рекомендованных ФГОС НОО;
- не менее 2 (двух) статей или статей в рецензируемых научных изданиях, индексируемых Science Citation Index Expanded и содержащих не менее 65 (шестидесяти пяти) процентилей по импакт-фактору 1 (первый) или (второй) квартиль по импакт-фактору в базе Web of Science и (или) Scopus по CiteScore в базе Scopus;
- не менее 2 (двух) статей и (или) обзоров в рецензируемых научных изданиях, индексируемых Arts and Humanities Citation Index в базе Web of Science;
- будет создано База данных о гендерных дисциплинах в вузах РК.
-
Наименование: Сравнительное исследование влияния административного времени и социальных факторов на психофизиологическое здоровье и успеваемость школьников
Реферат (абстракт): Территория Республики Казахстан фактически расположена в четырех разных географических часовых поясах (UTC+6, UTC+5, UTC+4, UTC+3). Но поскольку время в нашей стране регулируется Постановлением Правительства Республики Казахстан, применяется двухчасовое административное поясное время — UTC+5 и UTC+6. Таким образом, в 5-м часовом поясе используется время UTC+6, а в 4-м часовом поясе-время UTC+5, за исключением Костанайской области. С географической точки зрения, в Костанайской области административное время идет на два часа вперед по сравнению с астрономическим. Опережение административной времени почти на два часа в Костанайской области создает неудобства для учащихся, посещающих школу в первую смену. Кызылординская область, расположенная в той же географической полосе, что и Костанай, в 2018 году благодаря активистам местного сообщества приблизилась к своему географическому времени (UTC+5).
В этой связи, жители Костанайской области уже несколько лет поднимают вопрос о смене административного часового пояса в средствах массовой информации. Также известно, что при отклонении от своего географического пояса в организме человека происходит ряд изменений, которые наносят ущерб его здоровью. Особенно актуальным вопросом является психофизилогическое состояние подростков. В настоящее время отставание природного времени от административной происходит наряду с Костанайской областью в западных регионах Казахстана. В частности, мы считаем, что для жителей западных районов Атырауской, Актауской, Уральской областей существует различный эффект. Например, в приграничных российских населенных пунктах используется часовой пояс UTC+3, а в приграничных населенных пунктах Атырауской, Уральской областей-время UTC+5. В последнее время возникновение социальной напряженности, ухудшение межличностных отношений, снижение показателей успеваемости школьников, рост случаев суицида значительно чаще встречаются в вышеупомянутых областях, особенно среди подростков.
На заседаниях правительственной рабочей группы по применению часового пояса на территории Казахстана также неоднократно были предложения о проведении исследовательских работ. Учитывая, что этот вопрос находится на стыке астрономии, географии, биологии и медицины, мы считаем, что здоровье населения в частности молодежи, профилактика различных хронических заболеваний должен быть на первом месте.
В этом контексте мы считаем, что углубленное изучение уровня здоровья населения, в том числе школьников, при неправильном использовании природного часового пояса является одной из актуальных проблем для нашей страны.Цели: Исследование влияния режима дня, расписания и нагрузки, а также административных факторов на психо-физиологическое состояние учащихся средних школ Атырауской, Костанайской и Восточно-Казахстанской областей, сравнительный анализ результатов хронического десинхроза, предложение рекомендации для снижения негативных факторов.
Задачи:
1)Исследование влияния режима дня, нагрузки занятий и административной времени на показатели уровня стрессов, здоровья, успеваемости и психофизиологическое состояние подростков обучающихся в средних школах Атырауской области, изучить изменения в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем (ВСР), дать сравнительную оценку и предложить пути снижения влияния негативных факторов, относящихся к административному времени и социальным; Анализ рисков, связанных со здоровьем подростков, из-за расхождения географического и административного времени в регионах Казахстана;
2)Исследование влияния режима дня, режима дня, нагрузки занятий и административной времени на показатели уровня стрессов, здоровья, успеваемости и психофизиологическое состояние подростков обучающихся в средних школах Костанайской области, изучить изменения в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем (ВСР), дать сравнительную оценку и предложить пути снижения влияния негативных факторов, относящихся к административному времени и социальным; Анализ рисков, связанных со здоровьем подростков, из-за расхождения географического и административного времени в регионах Казахстана;
3)Исследование влияния режима дня, нагрузки занятий и административной времени на показатели уровня стрессов, здоровья, успеваемости и психофизиологическое состояние подростков обучающихся в средних школах Восточно-Казахстанской области, изучить изменения в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем (ВСР), дать сравнительную оценку и предложить пути снижения влияния негативных факторов, относящихся к административному времени и социальным; дать сравнительную оценку показателям здоровья подростков при соответствии географического и административного времени.
Уровень технологической готовности TRL: 3-7
Вид научно-технической деятельности-прикладное исследование
Краткое наименование: сравнительное исследование влияния административных временных факторов на психофизиологическое состояние и показатели успеваемостей учащихся в учебном процессе, в результате хронического десинхроза.
Характеристика основных показателей TRL: рекомендации по их снижению в случае выявления негативного влияния административных временных факторов.
Научный и научно-технический результат: итоговый научно-технический отчет по результатам научно-исследовательских работ.
Список производительности:
1) количество поданных заявок на получение патентов: - 1 патент на полезную модель;
2) Количество полученных патентов: - 1 патент на полезную модель
3) Ноу-хау. Технологическая готовность проекта при подаче заявки характеризуется применением неинвазивных методов и приемов, современного психологического, физиологического и медицинского оборудования и программного обеспечения при исследований состояния здоровья, психофизиологического состояния детей. Технологический уровень разработок на этапе завершения проекта выражается в внедрении высокотехнологичных методов и приемов в исследовании подросткового организма в результате международного сотрудничества. В результате реализации проекта будет определено влияние административного времени на показатели здоровья старшеклассников, успеваемость и психофизиологическое состояние, качество образования и уровень стресса подростков, изучены изменения в деятельности дыхательной системы и сердечно-сосудистой системы, дана сравнительная оценка и выработаны рекомендации по их снижению в случае выявления влияния негативных факторов, относящихся к административному времени.Ожидаемые результаты:
- не менее 3 (трех) статей и (или) обзоров в рецензируемых научных изданиях, индексируемых в Science Citation Index Expanded базы Web of Science и (или) имеющих процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 50 (пятидесяти);
- не менее 1 патента на изобретение (включая положительное решение по нему);
- либо не менее 2 (двух) статей и (или) обзоров в рецензируемых научных изданиях, индексируемых в Science Citation Index Expanded базы Web of Science и (или) имеющих процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 50 (пятидесяти), не менее 1 (одного) патента, включенного в базу данных Derwent Innovations Index (Web of Science, Clarivate Analytics);
- а также не менее 1 (одной) статьи или обзора в рецензируемом зарубежном или отечественном издании, рекомендованном КОКНВО;
- либо не менее 2 (двух) статей и (или) обзоров в рецензируемых научных изданиях, индексируемых в Science Citation Index Expanded и входящих в 1 (первый) и (или) 2 (второй) квартиль по импакт-фактору в базе Web of Science и (или) имеющих процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 65 (шестидесяти пяти);
- а также не менее 1 (одной) статьи или обзора в рецензируемом зарубежном или отечественном издании, рекомендованном КОКНВО;
- либо не менее 1 (одной) статьи или обзора в рецензируемом научном издании, входящем в 1 (первый) или 2 (второй) квартиль по импакт-фактору в базе Web of Science и (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 65 (шестидесяти пяти), и не менее 1 (одного) патента, включенного в базу данных Derwent Innovations Index (Web of Science, Clarivate Analytics);
- а также не менее 1 (одной) статьи или обзора в рецензируемом зарубежном или отечественном издании, рекомендованном КОКНВО;
- либо не менее 1 (одной) статьи или обзора в рецензируемом научном издании, индексируемом в Science Citation Index Expanded и входящем в 1 (первый) квартиль по импакт-фактору в базе Web of Science и (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 80 (восьмидесяти);
- не менее 1 патента на изобретение (включая положительное решение по нему).
2) публикация монографий, книг и глав в сборниках зарубежных и казахстанских издательств;
3) есть возможность получить патенты в иностранном, казахстанском или Евразийском патентном ведомстве;
4) согласно научно-технической документации, акт внедрения не предусмотрен;
5) распространение результатов работы среди сообществ ученых и правительственных организаций;
6) Другие измеримые результаты.
-сфера охвата и потребителями ожидаемых результатов являются образовательные организации, организации государственного управления.
-новые данные, полученные в ходе реализации проекта, несомненно, внесут большой вклад в исследования использования административного времени и его влияния на психофизиологическое благополучие подростков;
- возможность коммерциализирования научных результатов не предусмотрен;
- специфика результата исследования заключается в том, что будет изучено влияние факторов административного пояса на психофизиологическое состояние и показатели в учебном процессе старшеклассников Атырауской, Костанайской областей, а также последствия для здоровья хронического десинхроза. Сравнительный анализ данных влияния факторов административного временного пояса в Атырауской, Костанайской, Восточно-Казахстанской областях;
- будет выявлено влияние административного времени на показатели здоровья, успеваемости, уровень стресса и психофизиологическое состояние подростков старшеклассников Атырауской, Костанайской областей, изучены изменения в деятельности органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, предоставлены рекомендации по снижению негативных факторов; Анализ данных результатов расхождении географического и административного времени.
-
Тема: Исследование реализации нового профессионального стандарта «Педагог» в Казахстане и детализация его содержания для непрерывного профессионального развития учителей
Реферат (абстракт): С ускорением изменений в мире чаще меняются требования качества к системе образования и учителям. 19 декабря 2022 года принят Новый профессиональный стандарт «Педагог», определяющий ключевые компетенции, необходимые для успешной педагогической деятельности, включая знания предметной области, педагогические техники, навыки управления классом и работу с различными учащимися. Однако необходима дальнейшая декомпозиции составляющих знаний и навыков Профессионального стандарта, определение критериев их оценивания и разработки содержания курсов для обновления знаний учителей. Это будет способствовать операционализации стандартов, одинаковому пониманию всеми стейкхолдерами деталей и критериев качества, позволит учителям проводить самооценку и планировать индивидульный план своего профессионального развития.
В рамках данного проекта планируется углубленное изучение международного опыта, в особенности тех моделей, которые успешно реализуют непрерывное профессиональное развитие (далее - НПР). Один из выдающихся примеров - это Австралийская модель, которая представляет собой эффективный цикл профессионального обучения высочайшего качества.
Одним из основных элементов этой модели является создание инструмента самооценки, способного определить потребности в профессиональном развитии. Этот инструмент представляет собой онлайн приложение, которое позволяет каждому педагогу получить индивидуализированный профиль и подробную информацию о его сильных и слабых сторонах. Такой подход позволит оптимизировать процесс самообучения, обеспечивая более точное и целенаправленное развитие учителей.
Уникальность и новизна проекта
- это исследование и создание целостной и детализированной картины требований к современному и качественному преподаванию, основанной на лучших практиках мира и научных знаниях. Что будет способствовать изменению парадигмы понимания эффективного непрерывного профессионального развития педагогов в школах Казахстана, с парадигмы “сверху вниз” к парадигме “снизу вверх” с использованием передовых методов анализа, индивидуализированных подходов и практически применимых результатов, обеспечивающих качественное самообучение и содействующих ускоренному и массовому улучшению системы образования.
Цель проекта: исследование и разработка детализации профессионального стандарта «Педагог» с декомпозиции составляющих частей, критериев качества и дескрипторов; на их основе разработка инструмента для самооценки и построения индивидуального плана развития и учебных материалов для них.
Основными подходами в исследовании определены:
Системный подход рассматривающий цифровую экосистему как комплексную систему, включающую взаимосвязанные компоненты, такие как образовательные программы НПР, инфраструктура, культурные и социальные аспекты, в том числе и технологии. Этот подход поможет понять взаимодействие между различными элементами экосистемы и их влияние на профессиональное развитие педагогов.
Деятельностный подход будет акцентироваться на анализе практической деятельности педагогов внутри цифровой экосистемы НПР. Этот подход позволит изучить конкретные образовательные практики (Дорожная карта), взаимодействие преподавателей в цифровой среде, а также принципы и методы обучения, которые влияют на процесс обучения и профессиональное развитие педагогов.Цели: исследование и разработка детализации профессионального стандарта «Педагог» с декомпозиции составляющих частей, критериев качества и дескрипторов; на их основе разработка инструмента для самооценки и построения индивидуального плана развития и учебных материалов для них.
Задачи:
- определить теоретические основы определения качества профессионального развития учителя в том числе через профессиональные стандарты (парадигма, условия, механизмы, ресурсы);
- систематизировать международный опыт документирования показателей качества и непрерывного профессионального развития педагогов для разработки концептуально-методологической модели НПР (Дорожная карта);
- разработать онлайн платформу НПР, включающую модуль по самооценке учителей, предоставляющая возможность определить недостающие навыки и построить индивидуальный план профессионального развития;
- экспериментально проверить и масштабировать Дорожную карту оценки эффективности образовательного пространства профессиональных результатов и академических достижений (на базе школ практик);
- разработать методические рекомендации по системе курсового и послекурсовогоОжидаемые результаты:
- не менее 1 (одной) статьи или обзора в рецензируемом научном издании, индексируемом в Social Science Citation Index и входящем в 1 (первый) или 2 (второй) квартиль по импакт-фактору в базе Web of Science и (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 65 (шестидесяти пяти);
- не менее 2 (двух) статей и (или) обзоров в рецензируемых зарубежных и (или) отечественных изданиях, рекомендованных КОКСНВО МНВО;
- не менее 2 (два) статей или (тезис, обзор, постерный доклад в зависимости от требований международной научно-практической конференции);
- монография «Система непрерывного профессионального развития педагогов Казахстана: от парадигмы до мониторинга и цифрового решения проблем»;
- Дорожная карта цифровой экосистемы НПР педагогов;
- 1 (одно) Свидетельство о внесении сведений в Государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом. -
Тема: Саморефлексия как инструмент формирования психологической культуры родителей в профилактике насилия в семье
Реферат (абстракт): В последние годы в стране актуальными стали вопросы последствия насилия в отношении пострадавших граждан, отдельных семей и общества в целом. Поэтому главный научный подход в данной теме - это личная проблема отдельной семьи, также является сложной социальной проблемы, имеющей последствия для личности, социальных институтов и общества в целом. Обоснованием данной темы являются конкретные задачи и цели.
В ходе реализации проекта будет составлена авторская анкета на казахском языке и проведена в южном, северном, восточном, западном и центральных регионах страны и позволяет определить степень распространения насилия среди семей.
По результатам авторского опроса был выбран комплекс методов, направленных на повышение уровня саморефлексии и психологической культуры родителей в сфере профилактики насилия. Кроме того, составлен комплекс методик исследования семейного насилия над детьми, а также будет адаптирована для специалистов- психологов методика исследования детско-родительских отношений на казахском языке.
По итогам проекта будет опубликованы статьи в научных изданиях. Программа по направлению технологии работы с современными родителями и учебно-методическое пособие «.«Өзіндік рефлексия мен психологиялықмәдениеттідамытудыңғылыми-әдістемелікнегіздері». на казахском языке, рабочая тетрадь «Жаңақадам, жаңаәдіс, жаңатәсіл»» для саморефлексия родителей будет разработана и представлена к публикации.
Студентам Казахского национального женского педагогического университета планируется введение нового предмета «Современные тенденции развития саморефлексии и психологической культуры» в дополнение к профессиональному обучающему циклу
Ежегодно будет проводиться Форум для родителей и обучение специалистов с участием зарубежных экспертов. Около 100 семей, переживающие трудную жизненную ситуацию ежегодно получают индивидуальные психологические консультации кабинете, расположенной на территории университета.
В рамках реализации проекта будет налажена связь с Научно-исследовательским институтом «Социальные и гендерные исследования» при Казнацженпуи Международной организацией по защите детей - ЮНИСЕФ.
В ходе международных связей предполагается сотрудничество с Европейской сетью институтов исследования семьи - ReseauEuropeendesInstitutesdelaFamille (REDIF), созданной в 1997 году, и Европейской междисциплинарной научной ассоциацией исследования европейских семей и семейных отношений - EuropeanSocietyonFamilyRelations (ESFR), созданной в 2002 году.
В ходе проекта планируется провести курс повышения квалификации 72-часовая программа по семейной психологии и психотерапии для специалистов - психологов, тренером программы будет приглашенный профессор Социально-гуманитарного института из г.Таллин, Эстония.
В целях обмена опытом в рамках исследовательской работы на тему насилия предполагается выезд в УниверситетОмерХалесдемир, Турция, Нигде. Сотрудничество с коллективом кафедры «Психологическое консультирование и поддержка» факультета образования, Факультетом педагогической психологии и консультирования Университета Малайи в городе Куа-Лампур, Малайзия и Университет Малайи (UMFRDC) Центр семейных исследований и развития, Центром Исследования семьи при Университете Наварра в Памплоне, Испания.
Для изучения международного опыта предполагается по оказанию помощи жертвам насилия, находящимся в Тбилиси и Кутаиси, Грузия, специалистами Центра сети женщин и девушек (WGN) в Лондоне, Великобритания.
В целях обмена опытом исследовательской работы по теме насилия в Университете ОмерХалесдемир, Турция, Нигде с коллективом кафедры «Психологическое консультирование и поддержка» факультета образования, Факультет педагогической психологии и консультирования Университета Малайи в городе Куа-Лампур, Малайзия и Университет Малайи (UMFRDC) Центр семейных исследований и развития, Институт семейных исследований при Университете Наварра в Памплоне, Испания.
Предполагается сотрудничество по направлению «Психологическая реабилитационная работа», проводимая специалистами Центра поддержки женщин и девушек (WGN) в г. Лондоне, Великобритании, кризисных центров помощи жертвам насилия, расположенных в городах Тбилиси и Кутаиси, Грузии, освоение техннологической базы в Центре реабилитации и адаптации женщин г.Ташкенте, Узбекистан.Цели: Экспериментально разработать и практически доказать эффективность современной программы саморефлексии у родителей и формирования их психологической культуры в целях профилактики насилия в семье.
Задачи:
1. Профилактика семейного насилия, анализ современного состояния и смысловой характеристики изучения саморефлексии у родителей, определение феноменасаморефлексии как психологического процесса.
• Анализ содержания понятий «психологическая культура «», «насилие в семье».
• Выбор методов для выявления профилактики насилия в семье у детей в образовательном учреждении.
• Впервые на казахском языке будет подготовлен авторский опрос на тему «Эмоциональное состояние и насильственные отношения супругов в семье» для определения вероятности эмоционального состояния родителей к основным показателям семейного микроклимата.
2. Определение степени распространенности насилия в семье и образовательных учреждениях.
• Анализ стратегий и путей профилактики насилия в семье, создания безопасного пространства, основанных на зарубежном и отечественном опыте.
2. Разработка программы и технологии развития родительской саморефлексии в семье, разработка и реализация цикла семинаров-тренингов для педагогов-психологов с целью получения профессиональных навыков сопровождения ненасильственного общения в семье:
• Изучение психологических трудностей в саморефлексии чувств к ребенку среди родителей, профилактика насилия в семье.
• Пропаганда опыта современного родительства, повышение компетентности взрослых в семейном воспитании.
• Для студентов в Казахском национальном женском педагогическом университете планируется и предлагается к профессиональному циклу учебный предмет «Современные тенденции развития саморефлексии и психологической культуры», включающий методы и приемы профилактики насилия в отношении детей, женщин, оказания психологической помощи жертвам семейного насилия.
4. Организация индивидуальных консультаций среди родителей с целью развития своих чувств к ребенку в саморефлексии, предупреждения насилия в семье:
На территории университета будет открыт кабинет для консультирования семей с кризисными ситуациями.
• Выпускается учебно-методическое пособие в количестве 13 печатных листов на казахском языке.
• В целях повышения психологической грамотности родителей будет разработана коррекционная программа «Дағдарыс жағдайындағы әйелдердің тұлғалық ерекшеліктерінің динамикасы».
• Будет разработана рабочая тетрадь «Жаңақадам, жаңаәдіс, жаңатәсіл» для рефлексии родителей в объеме 4 печатных листа на казахском языке в количестве 2000 экземпляров.
Ожидаемые результаты:
1. Полученные результаты будут основываться ется на диагностической и коррекционной работе по изучению психологических трудностей в проявлении чувств к ребенку, профилактике насилия в семье.
2. Впервые на казахском языке будет подготовлен авторский опрос на тему «Эмоциональное состояние и насильственные отношения супругов в семье» для определения вероятности проявления саморефлексии, эмоционального состояния родителей к основным показателям семейного микроклимата.
3. Будет проведена модификация методики «Теста на исследование родительских отношений» (PARI) Шефера Е.С. и Белла Р.К. адаптируется на казахском языке.
4. В 2024, 2025 годах в целях обмена опытом и обсуждения с профессиональными ассоциациями, государственными ведомствами различных стратегий и путей профилактики насилия в семьях и создания безопасного пространства в семье будут проведены Круглые столы на темы «Семья - территория любви», «Шаги семейного счастья».
5. Для повышения профессиональной квалификации, обмена опытом и приобретения международного опыта и навыков работы с семьей и профилактики насилия в 2024 году предполагается связь с зарубежными кризисными центрами и центрами поддержки. В рамках данного опыта будет осуществлено создание совместной (коллаборативной) среды с учеными из других государств..
6. После прохождения научной стажировки за рубежом будет составлена коррекционной коррекционная программа по технологии работы с современными родителями в направлении развития навыков саморефлексии, обучения психологическим навыкам для воспитания у родителей осознанных проявлений поведения, эмоциональных настроений и чувств, гармоничного и ненасильственного отношения к детям и проведено профессиональное обучение для специалистов – психологов.
7. В целях формирования жизнестойкости и расширения личностных границ в 2024, 2025, 2026 годах будет проведен тренинг для 2000 детей-подростков.
8.В целях пропаганды практики современного родительства, повышения компетентности взрослых в семейном воспитании в 2024, 2025, 2026 годах в социальных сетях будут открыты страницы «Инстаграм», «Facebook». Через социальные сети мы готовы пропагандировать свой научно- практический опыт.
9. 2024, 2025, 2026 годах ежегодно с участием зарубежных экспертов будет проводиться Форум для родителей, педагогов-психологов, социальных служб в рамках темы «Осознанное родительство, семейное благополучие и профилактика насилия».
10. В целях пропаганды счастливой и гармоничной казахстанской семьи, успешных и осознанных родителей, живущих без насилия в семье будет организован Фестиваль «Fam-oily» в 2025 году.
11. Будут опубликованы по результатам проекта в 2024, 2025, 2026 годах - 2 (две) статьи в рецензируемом научном издании с 35 (тридцать пять) процентилем по CiteScore на базе Scopus, а также 4 (четыре) статьи в рецензируемом отечественном издании, рекомендованном ККСОН МВО РК.
12. Для консультирования кризисных семей в психологическом кабинете на территории у университета ежегодно проводится индивидуальная психологическая консультация для семей , около 100 человек.
13. На казахском языке будет издано учебно-методическое пособие «Научно-методические основы развития саморефлексии и психологической культуры» в количестве 13 печатных листов.
14. Разработка и сдача в печать 2000 экземпляров рабочей тетради арналған «Жаңа қадам, жаңа әдіс, жаңа тәсіл» для саморефлексии родителей в количестве 4 печатных листов на казахском языке
15. Для студентов Казахского национального женского педагогического университета планируется ввести учебный курс к профессиональному циклу «Современные тенденции развития саморефлексии и психологической культуры», включающий методы и приемы профилактики насилия в отношении детей, женщин, оказания психологической помощи семье.
+ Завершенные проекты-
Тема: Система концепций в мировоззрении древних тюрков
Аннотация: Как сказал Первый Президент Республики Казахстан, Лидер нации Нурсултан Назарбаев: «Тюркский мир - это тот золотой мост, который связывает наше современное время с древней тюркской культурой. Тюркские народы в евразийском пространстве внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Требует детального изучения и роль тюркских народов, родивших Махмуда Кашкари, Юсуфа Баласагуна, аль-Фараби, Ибн Сина, аль-Хорезми, Ахмета Яссауи, Улугбека, Алишера Навои и других всемирно известных личностей. Мы имеем общие корни, общий язык, и это должно быть направлено на улучшение отношений между нашими странами. Мы должны использовать это наследие в творческих целях. Таким образом, мы можем призвать все человечество идти по пути мира, согласия и взаимного уважения», нашей целью является возродить работы по изучению тюркского мира.
В истории человечества как традиционное мировоззрение, состоящее из сложного набора религиозно-философских и историко-практических знаний всех народов, основывается на концепции «божественной святости», также основные постулаты традиционного тюркского мировоззрения основаны на познании божественной религии. Согласно этой системе мышления, Бог является «хозяином» и «покровителем» человека и окружающей среды. Известно, что древние тюрки формировали познание божественности через поклонение Небу, Земле, Воде и, самое главное, Богу.
В мировоззрении древних тюрков мир наполнен концепциями, основанными на четко определенных понятиях и основанных на двустороннем подходе в контексте классической категории. Следующие бинарные параллели были выявлены в древнетюркских культурных артефактах: в частности, вверх-вниз, восток-запад, север-юг, вперед-назад, далеко-близко, светло-темный, день и ночь, предок и поколение, свой-чужой, большой- маленький, жизнь и смерть, много и мало, богатые и бедные, мужчина и женщина, Бог (Небеса) и Мать Умай (Земля-Вода), человек и общество. Противоречивые позиции, такие как верх и низ, восток и запад, север и юг, ближнее и дальнее, свое и чужое, большое и маленькое, человек и общество, были характерны и для многих народов Востока и Запада. По содержанию принципы данной категории объединяют одну модель или один образ древнетюркского мира во всем мире через концептуальные системы мировоззрения, пространства, времени, объема, духовной этики, социаума и этнокультуры.
Цель проекта:Целью проетка является определить систему понятий в мировоззрении древних тюрков, привести эти понятия в соответствие с концепцией Абая о «целостном человеческом учении» и обосновать казахское мировоззрение в рамках президентской программы «Модернизация общественного сознания». Достичь результатов исследования, в котором разъясняются механизмы реализации концепции «формирования нового качественного человека» в Послании Президента Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана.
Задачи проекта:
- определить теоретические концепций и взгляы на историю происхождения тюркских языков, мировоззрение тюрков на этапе развития в соответствии с антропоцентрическим направлением;
- проанализировать исследовательские работы в области лингвокультурного, лингвокогнитивного направления по модели Мира в древнетюркском наследии;
- проанализировать исследовательские работы в области лингвокультурного, лингвокогнитивного направления по модели Человека в древнетюркском языке, анализ подхода к проблеме концепции в тюркскому и казахском языках;
- сопоставить модели Человека и Мира в наследии Гильгамеша, Орхон-Енисей, Коркыт, Кашгари с исследованиями в истории мировой и отечественной науки;
- собрать материалы из шумерских и древнетюркских артефактов, образующих концептуальное поле, классификация структурных особенностей мировоззрения древних тюрков о времени и пространстве;
- систематизировать представления о модели Человека и Мира в древнетюркском мировоззрении в сравнении с общетюркским наследием;
- определить вербальных проявлений концептуального поля применительно к модели Человека и Мира в древнетюркском мировоззрении;
- понять предысторию знаний древнетюркского мировоззрения, уровня мышления, анализа философских взглядов в сравнении с «Учением о совершенном человеке» Абая;
- проанализировать идеологические ценности древнетюркских культурных артефактов в сравнении с мировоззренческими ценностями казахского народа;
- обосновать культурно-антропологические мировоззренческие ценности в древнетюркских культурных артефактах;
- рассмотреть концептуальную систему в казахском мировоззрении на основе этнолингвистических материалов;
- проанализировать национальный характер концепта «Тюркский человек» с точки зрения общих представлений в наследии Гильгамеша, Орхон-Енисей, Коркыт, Кашгари, Дж. Баласагуна, аль-Фараби и Абая;
- создать модели «Совершенного человека» Абая;
- подготовить программы спецкурса «Образ совершенного человека в учениях мыслителей».
- собрать материалы к монографии «Образ совершенного человека в древнетюркско-казахском мировоззрении».
-
Ибраймова Лира
Тема: Изучение казахского языка через цифровые ресурсы на основе национального бренда
Аннотация: Языковое образование, пройдя через прогресс в развитии, в настоящее время переместилось на внутреннюю ментальную природу человека и механизмы мышления. В казахском языкознании языковые исследования поднялись на познавательный уровень, находя пути их освоения через национальную специфику, ментальный характер, национальные ценности. В связи с мировой пандемией, в связи с тем, что онлайн-формат обучения начинает развиваться особым темпом, возникает необходимость трансформации онлайн-обучения, меняя и методы обучения языку. В соответствии с Государственной программой по реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020-2025 годы стоит задача совершенствовать функционирование языка в СМИ, социальной сети, международной коммуникации. Развитие информационных средств, в том числе цифровых ресурсов, показывает, что казахский язык может выйти на международный уровень и принести известность государству с помощью национального бренда и внести вклад в экономику страны. В свою очередь, изучение казахского языка будет расширяться не только на территории Казахстана, но и за рубежом.
Цель проекта:
В связи с изменениями в мировой системе онлайн обучения с целью трансформации обучения языку обосновать, разработать, проверить эффективность на практике, провести апробацию, внедрить в образовательную практику и распространить с помощью цифровых ресурсов во всем мире комплексную систему «обучения казахскому языку на основе национального бренда посредством цифровых ресурсов».
Задачи проекта:
- Проведение анализа передовых отечественных и зарубежных технологий по опыту обучения языку через интернет ресурсы.
- Написание сюжетных сценариев для видеолекций, подготовка контента онлайн-занятий и видео-уроков.
- Загрузка подготовленной продукции в Интернет-ресурсы.
- Коммерциализация полученной продукции.
- Статистический анализ работ, проведенных в соответствии с проектом.
- Трансформировать традиционную методику обучения казахскому языку, внедрить полученные результаты в учебный процесс, защитить авторские права.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Интенсив-курс по теме "Статистика в научных исследованиях" включал изучение закономерностей полученных на практике данных в процессе написания статьи, их анализ и получение в результате правильных выводов. В ходе курса были рассмотрены только основные понятия, которые будут важны при изучении, а их практическое применение объяснено на примерах. Кроме того, в ходе исследования были разъяснены специальные методы предотвращения дефицита данных.
В результате курса участники научились удобно использовать метрики, необходимые для точности модели, при подготовке своих исследований в виде статей для международных журналов, входящих в базу Скопус.
-