Высшее образование в кризисе

    • Example image

      В «Вестник КазНацЖенПУ», редактором которого я являюсь, недавно пришла статья от трех авторов - двух из Казахстана и одной из Великобритании. Статья о межкультурной коммуникации, но меня заинтересовала иностранный соавтор - профессор  Розмари Сэйдж (Rosemary Sage), до недавнего времени профессор и декан в Лондонском колледже учителей, ныне научный  консультант ряда университетов Европы и Азии.

      Профессор  Р.Сэйдж опубликовала  в 2020 году   статью на тему «Роль высшего образования в разработке политики и практики для развития новой индустриальной эры».

      Статья произвела на меня сильное впечатление. Мы традиционно с пиететом относимся к  британскому образованию, считая вузы Великобритании самым правильным местом для получения высшего образования, степени магистра и  PhD. Даже Брексит не повлиял на восприятие британского могущества в интеллектуальной и научной сферах.

      Р. Сэйдж пишет, что система их образования в кризисе. Метафора «швейцарский сыр с большими дырками»  приводится ею в доказательство слабых мест.  Она указывает, что система  тестирования  не чувствительна к индивидуальным особенностям студентов, но поощряет заучивание и унификацию. В вузы  нетрудно поступить даже выпускникам со скромными оценками, в итоге ежегодно миллионы бакалавров и магистров не могут найти работу по своим запросам. Процесс, отмечает автор, начинается уже в школах, где 90% выпускников настроены идти в вузы. Ситуация в образовании отражает проблемы британской экономики. По патентам страна не входит в топ-10 стран мира. Инженеры других европейских стран превосходят по знаниям и подготовке английских  специалистов.  Британский бизнес сокращается,  попадая под контроль иностранцев. Страна, как черепаха, медленно ползущая за мировыми гигантами в области ИТ, у нее нет своего Амазона, Фэйсбука, Гугла.  По опросам, некоторые британские студенты тратят на учебу менее 2 часов в день. Пока вузы действуют по законам  бизнеса, изменений к лучшему не будет, делает вывод Сэйдж.

      Я  обратилась к автору статьи, а также своим коллегам и предложила им высказаться на эту тему подробнее. В  дискуссии приняли участие из Великобритании:

      Розмари Сэйдж / Rosemary Sage

      Сэнди МакДональд / Sandy MacDonald  (профессор Нортхэмптонского университета)

      Айна Кристодулу /Aina Christodoulou (учебный ассистент общеобразовательной школы г. Ноттингема)

      Полина Бишенден /Polina Bishenden (докторант Кентского университета)

      Роза Верко / Rauza Vercoe (кандидат филологических наук, UCL)

      из Казахстана:

      Марина Хан (генеральный директор агентства Intellect, г. Алматы

      Жанна Мендыбаева (директор Бюро образовательных технологий UniverSity, г. Алматы).

      Надеюсь, что преподавателям  педагогических  вузов Казахстана будет небезынтересно ознакомиться со статьей Р. Сэйдж и узнать, какую реакцию вызвали ее тезисы среди британских и наших ученых и педагогов.

        Скачать полную версию статьи